Офис, ПДД, институт, профсоюз – это все является социальными изобретениями. Какие методы можно применять, решая социальные задачи?
Метод ТРИЗ отлично зарекомендовал себя в решении таких задач.
Например, как при помощи ТРИЗ город Ханой избавился от ночных гонщиков. Вьетнамские мотогонщики носились по ночному городу на безумной скорости. Чтобы их не различали, гонщики одевались в одинаковую черную одежду и использовали одинаковые мотоциклы.
При помощи ТРИЗ был найден выход: полицейские стали стрелять в водителей из ружья для пейнтбола. На черных куртках оставались яркие пятна краски. С помощью таких отметок мотогонщиков стало легче ловить.
Когда в Узбекистане подростки увлеклись киданием камней в проходящие поезда, пассажиры придумали умный ход: они стали вешать на окна портрет президента страны. Подростки не рискнули кидать камни в такое лицо.
Помимо ТРИЗ, социальные задачи решаются с помощью льгот, санкций, штрафов и ограничений. Но бывает так, что решение несет вред. Например, в Болгарии были запрещены аборты. Казалось бы, социальная задача решена, ведь рождаемость резко возросла. Но затем оказалось, что не хватает садиков, школ и больниц для нового поколения. И строить все эти организации смысла нет – волна рождаемости схлынет, и здания останутся пустыми.
Или другой пример: в 1958 году Хрущев ввел изменения при поступлении в институты. Появился «двухлетний стаж работы», который давал поблажки при поступлении. Также были льготы у тех, кто побывал в армии. Считалось, что это уровняет всех, даст шанс на обучение тем, кто не успел поступить вовремя. Но в результате все закончилось падением уровня образования.
Решения социальных задач с помощью метода ТРИЗ только входит в обиход, впереди накопление опыта и исследования. Понятно, что прямых решений у таких задач часто нет, нужно уметь подстраиваться, вводить гибкие решения, способные изменяться при различных ситуациях.